Ненормативная лексика. О том, как пересмотр величины норматива теплопотребления может снизить платежи жителей за отопление

В этой статье мы хотели бы затронуть тему проведения расчетов за потребляемую тепловую энергию при отсутствии, а также в случае длительной неисправности общедомовых приборов учета тепловой энергии. Имея обширный опыт работ в сфере теплоснабжения, проанализировав начисления по тысячам объектов и таким образом накопив обширную базу данных, мы с уверенностью можем констатировать тот факт, что применение утвержденных на настоящий момент нормативов теплопотребления приводит с возникновению существенного дисбаланса интересов в системе отношений потребителей и поставщиков тепловой энергии в пользу последних, а также замедляет процесс развития теплового хозяйства в Российской Федерации. Как величина норматива теплопотребления способствует потере средств потребителей тепловой энергии и каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию разберем далее на примере г. Москвы.

Как известно, объемы потребляемых коммунальных ресурсов определяются по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении. Для услуги отопления этот показатель измеряется в количестве Гкал, затрачиваемых на обогрев на 1 м2 площади в целях поддержания установленного нормативно-правовыми актами температурного режима внутри помещений.

В столице РФ Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 №41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги» утвержден размер норматива теплопотребления в размере 0,016 Гкал/м2. И к этой величине, применяемой с 1994 года по настоящий момент, есть большие вопросы:

Вопрос №1 – Почему для всех типов существующих жилых многоквартирных домов (далее – МКД) используется единая величина норматива?

Вопрос №2 – Почему величина норматива не зависит ни от характеристик МКД, ни от дат постройки или ввода в эксплуатацию?

Вопрос №3 – Почему величина норматива не зависит от количества дней поставки тепловой энергии?

Вопрос №4 – Почему факты проведения капитального ремонта МКД или внедрения энергосберегающих технологий не влияют на величину применяемого норматива?

Вопрос №5 – Так не пора ли пересмотреть утвержденный более четверти века назад норматив теплопотребления и тем самым сэкономить потребителям тепловой энергии существенные средства?

В идеальных условиях норматив теплопотребления вообще не должен использоваться при определении объема потребленной тепловой энергии, так как все расчеты должны осуществляться исключительно на основании показаний приборов учета тепловой энергии. Однако на настоящий момент подобные идеальные условия недостижимы по двум причинам.

Заявка на установку узлов учета

Вы можете заполнить заявку справа в форме или
связаться с нами удобным для Вас способом
(позвонить на наш телефон или написать нам письмо)

8 495 760-92-13

или

Заполнить заявку

Так, требования норм действующего законодательства, касающиеся обязанности собственников жилья по оснащению МКД общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, являются трудновыполнимыми ввиду высокой стоимости оборудования и работ по установке общедомовых приборов учета, низкой заинтересованности в этом процессе ресурсоснабжающих организаций, а также ввиду отсутствии доступных и экономически выгодных механизмов финансирования мероприятий по установке приборов учета тепловой энергии. Таким образом, перспектива 100% оснащенности МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии еще очень туманна, что создает широчайшие возможности для использования в расчетах за потребленное тепло утвержденного норматива.

Также норматив используется ресурсоснабжающими организациями при определении объема потребленной тепловой энергии в случае длительной (более 3-х месяцев) неисправности общедомовых приборов учета тепловой энергии. В случаях, когда приборы учета тепловой энергии не являются собственностью жильцов МКД, а находятся в распоряжении теплоснабжающей организации, которой в свою очередь напрямую не выгодно скорейшее восстановление работоспособности таких приборов учета, у последней появляется возможность получения сверхдоходов по сути за собственное бездействие.

Стоит также отметить тот факт, что состояние и степень износа тепловых сетей вкупе с низким качеством теплоносителя напрямую влияют на работоспособность повсеместно используемых электромагнитных расходомеров, входящих в состав приборов учета, увеличивая частоту выхода оборудования приборов учета из строя. Таким образом, проблема неработоспособности приборов учета тепловой энергии по своим масштабам не уступает проблеме их отсутствия.

И если у потребителей тепловой энергии отсутствуют финансовые или административные ресурсы для решения проблем в части приборного учета, то это совсем не означает, то они должны переплачивать за потребленный коммунальный ресурс. В подобных ситуациях способом сбережения денежных средств потребителей тепловой энергии является снижение величины норматива теплопотребления. И такая возможность закреплена нормативно-правовым актом Российской Федерации.

Насколько данная мера эффективна в части снижения размера платежей за потребленную тепловую энергию можно оценить на основании следующей информации - уменьшение норматива потребления по услуге «центральное отопление» на 0,004 Гкал/м2 позволит сократить платежи по данной статье расходов на 25%. Согласитесь, что это достойный показатель экономии с учетом того, что никаких финансовых вложений в данное мероприятие не требуется.

Для примера приведем значения теплопотребления для разных типов МКД, определенных по результатам анализа начислений показаний приборов учета за 2016 год:

Кол-во этажей МКД Кол-во подъездов МКД Средняя жилая площадь (м2) Год постройки МКД Фактический объем теплопотребления на 1 м2 (Гкал/м2) Отклонение от величины утверждённого норматива 0,016 Гкал/м2 (%)
22 2 10 828,465 От 1981
до 2008
0,012119589 -23,8
16 1 5 370,702 От 1965
до 1990
0,01147811 -28,3
12 1 3 621,820 От 1962
до 1975
0,012264132 -23,3
9 6 10 533,069 От 1965
до 1985
0,012285027 -23,2
5 4 3 464,223 От 1950
до 1975
0,014012145 -12,4

Как можно убедиться даже в МКД, построенных более 70 лет назад, норма потребления тепловой энергии на один квадратный метр площади меньше утвержденного норматива теплопотребления на 12%. Что же говорить о более современных МКД? А как же быть с МКД, прошедшими капитальный ремонт с заменой внутренних инженерных сетей, утеплением фасада и смонтированной тепловой автоматикой? Или кто-то думает, что в таких МКД проблем с приборным учетом тепловой энергии не наблюдается?

Заявка на установку узлов учета

Вы можете заполнить заявку справа в форме или
связаться с нами удобным для Вас способом
(позвонить на наш телефон или написать нам письмо)

8 495 760-92-13

или

Заполнить заявку

Ответы вопросы пересмотра установленных нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе и по услуге «Отопление») отражены в действующем на настоящий момент с учетом всех изменений Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Постановление). К нашему огромному сожалению указанному Постановлению уделяется чрезвычайно мало внимания со стороны потребителей коммунальных ресурсов.

Согласно данному Постановлению по инициативе управляющей организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений, утвержденные нормативы потребления могут быть пересмотрены органами государственной власти.

Итак, нормативы потребления коммунальных услуг могут быть пересмотрены в случаях:

а) изменения конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) при которых объем потребления коммунальных ресурсов изменяется более чем на 5%;
б) внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
в) получения уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом;
г) Установления актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:

  1. метод аналогов;
  2. расчетный метод.

Метод аналогов применяется при условии наличии сведений, полученных в результате измерений объема потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирных домов и климатическими условиями.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Постановление закрепляет правило о приоритете метода аналогов по сравнению с расчетным методом. Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.

Безусловно вышеуказанный норматив теплопотребления в размере 0,016 Гкал / м2 был определен в 1994 году расчетным методом ввиду отсутствия на тот момент данных о фактических объемах теплопотребления МКД.

На основании изложенного следует, что для применения метода аналогов и последующего пересмотра норматива теплопотребления, установленного на настоящий момент расчетным путем, управляющей компании (или в сотрудничестве с другими управляющими компаниями) необходимо всего лишь провести сбор, обобщение и анализ данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов в жилых многоквартирных домах, оснащенными общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Вкратце опишем 8 необходимых этапов для оценки актуальности пересмотра нормативов потребления:

  1. Разбивка перечня имеющихся на обслуживании жилых многоквартирных домов на группы с аналогичными конструктивными и технические параметрами, а также степенью благоустройства;

  2. Определение в каждой выбранной группе количества жилых многоквартирных домов, оснащенных и допущенных к коммерческим расчетам общедомовыми узлами учета тепловой энергии;

  3. Исключение из выборки жилых многоквартирных домов, в которых общедомовые узлы учета тепловой энергии в течение рассматриваемого отопительного периода хотя бы в один из месяцев выходили из строя;

  4. Проведение анализа в оставшейся выборке жилых многоквартирных домов показаний общедомовых узлов учета тепловой энергии с первого по последнее число отопительного периода;

  5. Исключение из представленной выборки жилых многоквартирных домов, в которых отклонение от средних объемов теплопотребления по выборке составляет более 20 %;

  6. Определение среднемесячной величины потребления тепловой энергии для выбранной группы многоквартирных домов на основании измерений объема потребления тепловой энергии приборами учета;

  7. Вычисление норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления (Гкал / м2) по элементарной формуле:

    где
    Qср - суммарный расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям общедомовых приборов учета в жилых домах (Гкал);
    Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, представленных в выборке (м2);
    nот - продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов.

  8. Сравнение полученного результата с используемым в настоящий момент нормативом потребления и оценка степени актуальности подачи заявки на пересмотр данного норматива теплопотребления в соответствующие уполномоченные органы.

После прохождения указанных нехитрых мероприятий следует подать заявку в соответствующий территориальный орган государственный власти на пересмотр утвержденного норматива теплопотребления. Срок рассмотрения документов составляем не более 30 дней с даты их поступления. В случае необходимости уполномоченный орган вправе запросить дополнительные сведения либо у ресурсоснабжающей организации либо у управляющей компании.

Заявка на установку узлов учета

Вы можете заполнить заявку справа в форме или
связаться с нами удобным для Вас способом
(позвонить на наш телефон или написать нам письмо)

8 495 760-92-13

или

Заполнить заявку

Стоит отметить тот факт, что для ресурсоснабжающей организации осуществить анализ фактического теплопотребления и определить реальные нормативы много легче, чем управляющей компании, ввиду наличия более обширных как по временным интервалам, так и по количеству МКД, баз данных. Современное программное обеспечение, используемое в работе ресурсоснабжающих организаций, позволяет произвести вышеуказанные расчеты в кратчайшие сроки.

Но тут кроется другая проблема - проблема отсутствия со стороны ресурсоснабжающих организаций заинтересованности в пересмотре нормативов теплопотребления. Зачем, казалось бы, ресурсникам инициировать процесс, который в итоге приведет к снижению их выручки? В краткосрочной перспективе это действительно не имеет смысла, но давайте взглянем чуть шире:

  1. Снижение нормативов теплопотребления приведет к снижению темпов роста задолженности жителей за потребленную тепловую энергии, что, как следствие, сократит судебные издержки ресурсоснабжающих организаций;

  2. Уточнение нормативов теплопотребления позволит сформировать более корректную картину потребления тепловой энергии и более детально сводить балансы тепловой энергии в разводящих тепловых сетях. Увеличение точности сведения балансов тепловой энергии в разрезе каждого теплового пункта позволило бы ресурсоснабжающей организации оптимизировать работу по выявлению и устранению утечек теплоносителя на разводящих сетях и, вследствие чего, снизить потери тепловой энергии;

  3. Как бы это не выглядело неоднозначно, но снижение доходов ресурсоснабжающих организации вследствие уменьшения размере норматива теплопотребления в долгосрочной перспективе должно увеличить эффективность их работы за счет внедрения перспективных технологических решений и оптимизации внутренних процессов в компаниях. Компенсировать падение доходов ресурсников простым увеличением тарифа не получится, ввиду того факта, что величина повышения тарифов на ЖКХ в нашей стране ограничена законодательным образом. Таким образом ресурсоснабжающие организации будут вынуждены предпринимать шаги, повышающие эффективность своей деятельности, что в итоге положительно скажется на всей системе теплоснабжения.

Итак, используемая в настоящий момент величина норматива теплопотребления, составляющая 0,016 Гкал/м2, не отражает даже в первом приближении реальных значений потребления тепловой энергии различными МКД. Безусловно, в условиях отсутствия общедомовых приборов учета тепловой энергии или в случаях их длительной неисправности расчеты за потребленную тепловую энергию должны осуществляться таким образом, чтобы стимулировать потребителей к использованию приборного учета потребляемого энергоресурса, однако величина норматива теплопотребления при этом должна быть актуализирована на основании реальных данных о потреблении тепловой энергии МКД. Технические и юридические возможности для запуска этого процесса имеются – дело за малым.

P.S. Каким бы ни был норматив потребления, нужно помнить – что самым достоверным способом определения количества потребленной тепловой энергии является приборный учет. Лишь используя показания исправных и допущенных к коммерческим расчетам общедомовых приборов учета тепловой энергии, можно добиться строго соблюдения корректности расчетов с теплоснабжающей организацией за фактически принятые энергоресурсы. Установка и своевременная замена приборов учета тепловой энергии, а также их грамотное техническое обслуживание с использованием передовых систем диспетчеризации и своевременная поверка позволяют потребителям достигать экономии своих денежных средств за счет оплаты исключительно потребленных энергоресурсов. И ни рубля сверху.