13 замечаний к Правилам учета тепловой энергии, теплоносителя

Финансовые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

О необходимости внесения изменений в Правила учета тепловой энергии, теплоносителя, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (далее – Правила учета), специалисты говорят уже давно.

Имея обширный профессиональный опыт работы «по обе стороны баррикад» (как со стороны теплоснабжающих организаций, так и представляя интересы потребителей), а также проведя не один десяток часов за изучением и осмыслением данных Правил, мы хотели бы внести свой посильный вклад в дело актуализации и улучшении действующих Правил учета.

Мы рассмотрим пункты Правил по коммерческому учету потребляемой тепловой энергии, теплоносителя у Потребителей, так как, именно данная часть Правил непосредственно влияет на корректность проводимых расчетов за потребленные ресурсы.

Определения

Путаница в Правилах учета возникает уже на самом начальном этапе, а именно в понятиях и определениях. Вместо того, чтобы ознакомиться с основными определениями, которые будут в дальнейшем использоваться в Правилах учета в виде четкой системы, мы встречаем хаотичное и неструктурированное описание зачастую одних и тех же определений. К примеру, ознакомьтесь с количеством понятий касаемо средств измерений:

  1. "вычислитель" - составной элемент теплосчетчика, принимающий сигналы от датчиков и обеспечивающий расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя;
  2. "водосчетчик" - измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока;
  3. "измерительная система учета" - многоканальное средство измерений, включающее каналы измерения тепловой энергии с измерительными компонентами - теплосчетчиками, а также дополнительные измерительные каналы массы (объема) теплоносителя и его параметров - температуры и давления;
  4. "прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;
  5. "теплосчетчик" - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя;
  6. "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

Еще в тексте Правил учета трижды упоминается «тепловычислитель».

По нашему мнению, определения и упоминания в тексе измерительной системы учета, вычислителя, тепловычислителя, водосчетчика избыточны и дублируют по факту определения узла учета, теплосчетчика и прибора учета соответственно. Логическая цепочка должна быть такая: узел учета состоит из приборов учета, которые в свою очередь представляют из себя теплосчетчики, расходомеры, водосчетчики, термодатчики и датчики давления.

Читаем далее...

  • "функциональный отказ" - неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным;
  • "неисправность средств измерений узла учета" - состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

Из логики представленных определений становится ясно, что функциональный отказ и есть неисправность средств измерений узла учета. Зачем нужно было разделять эти понятия не совсем понятно.

Идем дальше...

  • "формуляр измерительной системы учета" - документ, составляемый в отношении измерительной системы узла учета и отражающий в том числе состав узла учета и изменения в его составе.

Что это за документ не ясно никому – ни потребителям, ни поставщикам тепловой энергии, ни монтажным организациям. Кем и когда должен составляться этот документ, зачем он нужен при наличии проекта на узел учета – все эти вопросы остаются открытыми.

Пункт 6

Текст пункта:

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

Суть вопроса:

В Правилах учета не конкретизируется, каким образом устанавливается факт истечения срока службы прибора учета. В паспорте на каждый теплосчетчик указывается средний срок службы прибора учета, так например:

  • Для теплосчетчиков марки ТЭМ-106 средний срок службы составляет не менее 10 лет;
  • Для теплосчетчиков марок МКТС, ВИС.Т, ТеРосс, Взлет или ВКТ-7 - не менее 12 лет;
  • Для теплосчетчиков марки Км-5 - не менее 15 лет.

Но тут речь идет о среднем сроке службы прибора учета. Давайте попробуем разобраться в понятии «срок службы».

Согласно определениям ГОСТ 27.002-2015 cрок службы есть не что иное, как календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния.

Предельное состояние – это состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

Назначенный срок службы – это календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя;

Средний срок службы — это математическое ожидание срока службы.

Таким образом, только ознакомившись с затерянным на просторах сети Internet ГОСТом, потребитель тепловой энергии сможет прояснить для себя значение данного пункта Правил.

Предложение:

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до достижения предельного состояния основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. Факт достижения предельного состояния приборов учета должен быть подтвержден извещением о непригодности применения средства измерения.

Пункт 21

Текст пункта:

Отбор тепловой энергии, теплоносителя на собственные и хозяйственные нужды источника тепловой энергии организуется до узлов учета на выводах. В иных случаях отбор тепловой энергии, теплоносителя должен осуществляться через отдельные узлы учета.

Отбор теплоносителя на подпитку систем теплоснабжения с установкой отдельного счетчика осуществляется из обратного трубопровода после датчика расхода по ходу потока теплоносителя. Датчики давления могут быть установлены как до датчика расхода, так и после него. Датчики температуры устанавливаются после датчика расхода по ходу потока теплоносителя.

Суть вопроса:

Первый абзац данного пункта относится целиком и полностью к вопросу организации отбора тепловой энергии и теплоносителя на нужды источника тепловой энергии. Второй абзац относится к порядку организации учета подпитки систем теплоснабжения. При этом заканчивается данный абзац правилами монтажа датчиков давления и температуры.

Внимание вопрос – зачем все было загонять в один пункт, тем самым запутывая читателя? В правилах учета существует раздел «Проектирование узлов учета», в котором как раз и указываются рекомендации по размещению тепломеханических частей узлов учета.

Предложение:

Отбор тепловой энергии, теплоносителя на собственные и хозяйственные нужды источника тепловой энергии организуется до узлов учета на выводах. В иных случаях отбор тепловой энергии, теплоносителя должен осуществляться через отдельные узлы учета. Порядок установки счетчика на подпитку, а требования к размещению датчиков температуры и давления относительно расходомеров стоит перенести в раздел «Проектирование узлов учета».

Пункт 26

Текст пункта:

В случае если в процессе сверки обнаружено расхождение сведений о показаниях приборов учета потребителя или теплосетевой организации в отношении объема поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя со сведениями, представленными потребителем или теплосетевой организацией, теплоснабжающая организация составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями потребителя или теплосетевой организации и теплоснабжающей организации.

При несогласии представителя потребителя или теплосетевой организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель потребителя или теплосетевой организации на акте делает отметку "ознакомлен" и проставляет подпись. Возражения потребителя или теплосетевой организации указываются в акте либо направляются теплоснабжающей организации в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа потребителем или теплосетевой организацией. В случае отказа представителя потребителя или теплосетевой организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем теплоснабжающей организации с отметкой "представитель потребителя или теплосетевой организации от подписи отказался".

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя со дня подписания акта сверки показаний приборов учета до дня подписания следующего акта.

Суть вопроса:

Тут нас интересует последний абзац – а именно почему основания для перерасчета объема поставленной или потребленной тепловой энергии возникают с даты составления акта о несоответствии фактических показаний узлов учета и данных, предоставленных потребителем или теплосетевой организацией.

Так как в каждом теплосчетчике заложена функция архивирования зафиксированных приборами учета фактических данных об объемах теплопотребления, то дата, с которой необходимо производить перерасчет начислений в случае выявления расхождений, должна определяться именно по архивным данным теплосчетчика. В этом случае должны быть сверены фактические объемы теплопотребления, зафиксированные прибором учета и хранящиеся в архиве теплосчетчика, и объемы тепловой энергии, выставленные к оплате.

В противном случае недобросовестный потребитель или теплоснабжающая организация не несет никакой ответственности за ранее предоставленные недостоверные данные о показаниях узла учета.

Предложение:

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя с даты, определенной по архивным данным теплосчетчика.

Пункт 28

Текст пункта:

Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков представления показаний приборов учета.

Суть вопроса:

В предыдущем пункте правил (п. 27) четко прописано, что контрольные (параллельные) приборы учета могут использоваться сторонами в целях контроля объемов поставленной (полученной) тепловой энергии.

При этом возможность применения показаний в коммерческих расчетах между потребителем и теплосетевой организацией и даже само понятие контрольного (параллельного) прибора учета не определены ни одним подзаконным актом в сфере теплоснабжения.

Ввиду того факта, что основной прибор учета устанавливается в соответствии с требованиями правил учета на границе балансовой принадлежности тепловой сети, то размещение контрольного (параллельного) прибора технически возможно либо до границы раздела, либо после основного.

В случае размещения контрольного прибора учета до границы балансовой принадлежности, то зафиксированный таким прибором учета объем тепловой энергии будет выше фактического теплопотребления объекта. Если контрольный (параллельный) прибор учета устанавливается после основного прибора учета, то в этом случае необходимо пересчитывать величину тепловых потерь на участке тепловых сетей от границы балансовой принадлежности до места установки дополнительного прибора учета.

Таким образом, применение показаний контрольного (параллельного) прибора учета в целях коммерческого учета тепловой энергии без дополнительных уточняющих расчетов будет всегда приводить к недостоверным результатам.

Предложение:

Показания контрольного (параллельного) прибора учета могут использоваться в целях контроля исправности основного прибора учета.

Пункт 31

Текст пункта:

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

  1. отсутствие в точках учета приборов учета;
  2. неисправность прибора учета;
  3. нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Суть вопроса:

Имея серьезный опыт работ в и с теплоснабжающими организациями, мы не раз сталкивались с ситуациями, в которых потребители в силу разных причин не могли своевременно предоставить в адрес теплоснабжающей организации показания приборов учета за отчетный период. Начисления за потребленную тепловую энергию в условиях отсутствия показаний приборов учета производились теплоснабжающей организацией расчетным способом, как предписано Правилами учета.

Однако при запросе на проведение перерасчета по впоследствии предоставленным фактическим показаниям прибора учета потребители зачастую сталкиваются с нежеланием теплоснабжающих организаций производить корректировки начислений. А все из-за того, что ни один законодательный или подзаконный акт не подтверждает возможность проведения таких корректировок.

Предложение:

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

  1. отсутствие в точках учета приборов учета;
  2. неисправность прибора учета;
  3. нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, с возможностью последующего перерасчета по фактическим показаниям прибора учета.

Пункт 64

Текст пункта:

Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

  1. схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
  2. свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  3. базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
  4. схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  5. почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

Суть вопроса:

Тут мы сталкиваемся с очередной попыткой запутать всех и вся. Зачем тут введены новые понятия – «паспорт узла учета» и «проект паспорта»? Схемы трубопроводов, базы настроечных параметров, а также схемы пломбирования средств измерений и оборудования входят в состав проекта на узел учета, так зачем их выделять и вносить в какой-то обособленный никому не нужный документ?

Предложение:

31. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии:

  1. проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия;
  2. свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  3. почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

Пункт 65

Текст пункта:

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

Суть вопроса:

Согласно предыдущему пункту Правил, документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются потребителем в адрес комиссии, состоящей из представителей теплоснабжающей организации, монтажной компании, непосредственно при приемке узла учета. Анализ представленной документации позволяет проверить смонтированный узел учета на предмет соответствия проектным и техническим данным, а также позволяет оценить работоспособность узла учета на момент приёмки.

Никакого смысла предоставлять проектно-техническую документацию в адрес теплоснабжающей организации минимум за 10 дней до приемки нет, ввиду следующих причин:

  1. Вызов на приемку узла учета уже подразумевает под собой наличие у потребителя согласованного теплоснабжающей организаций проекта. Чем руководствовались разработчики Правил учета, требуя от потребителей повторного направления проектной документации в адрес ТСО, нам абсолютно неясно?
  2. Предоставление в адрес теплоснабжающей организации почасовых (суточных) ведомостей непрерывной работы узла учета за период от 3 до 7 суток было бы уместно в том случае, если приемка осуществлялась бы на следующий день после получения документации, а не так как требуют Правила учета – минимум через 10 рабочих дней после получения проектно-технической документации (в том числе и распечаток с узла учета).

Предложение:

Вызов представителей теплоснабжающей организации осуществляется владельцем узла учета не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

Пункт 73

Текст пункта:

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

Суть вопроса:

Исходя из содержания данного пункта можно сделать вывод, что прохождение узлом учета межотопительного периода по мнению разработчиков Правил учета столь же существенно сказывается на его работоспособности, как и прохождение очередной метрологической поверки поверки или даже проведение ремонтных работ.

На наш взгляд, метрологические характеристики допущенного в соответствии с требованиями Правил учета узла как, впрочем, и его работоспособность, не зависят от того, в каком отчетном периоде работает узел учета – в отопительном или межотопительном. Таким образом, целесообразность проведения проверок готовности узла учета перед каждым отопительным периодом вызывает большие сомнения.

При этом выполнение данного требования трудноосуществимо именно со стороны теплоснабжающих организаций, ввиду того факта, что за один-два месяца до начала отопительного периода сотрудники таких организаций должны проверить всех без исключения своих потребителей, счет которых зачастую идет на тысячи.

Так зачем ежегодно перед началом отопительного периода проводить проверку готовности узла учета к эксплуатации?

Также стоит отметить, что не каждый ремонт оборудования узла учета тепловой энергии подразумевает нарушение ранее установленных заводских пломб, пломб поверителя или установленных теплоснабжающей организации, что в свою очередь предполагает отсутствие вмешательства в работу узла учета или нарушение его метрологических характеристик. Таким образом, запуск процедуры оформления акта периодической проверки после каждого условного восстановления электропитания узла учета абсолютно излишен по нашему мнению.

Предложение:

После очередной поверки или ремонта приборов учета, в ходе которого были нарушены заводские пломбы, пломбы поверителя или теплоснабщающей организации, осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

Пункт 90

Текст пункта:

При несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем

Суть вопроса:

А при своевременном сообщении о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии и теплоносителя должен производиться как-то иначе, нежели расчетным путем?

Любая неисправность в работе узла учета приводит к изменению метода расчета потребленного объема тепловой энергии и теплоносителя, и не имеет абсолютно никакого значения – незамедлительно оповестил об этом потребитель теплоснабжающую организацию или факт неисправности был выявлен в момент ежемесячного предоставления отчетной ведомости.

Согласно положениям Правил учета на выбор метода в случае выявления неисправности в работе узла учета расчета влияет лишь продолжительность корректной/некорректной работы узла учета в рамках отчетного периода.

Предложение:

Исключить данный пункт.

Пункт 98

Текст пункта:

В открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.

Суть вопроса:

Напоминаем, что в этой статье мы рассматриваем Правила учета тепловой энергии, теплоносителя. Также напомним, что учет тепловой энергии невозможен без определения массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу, и разницы температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета. Тогда каким образом должен определяться фактический объем потребленной тепловой энергии по объектам с суммарной тепловой нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч, если данный пункт Правил исключает необходимость определения температур теплоносителя?

По нашему скромному мнению, фактический объем потребленной тепловой энергии должен определяться на всех объектах теплоснабжения вне зависимости от величины договорных тепловых нагрузок.

В том случае, если объекты теплоснабжения с нагрузкой мнее 0,1 Гкал/ч оснащать лишь расходомерами, то потребители лишатся возможности оплаты потребленных ресурсов исходя из фактических значений теплопотребления, а также не смогут предъявлять претензии к качеству потребляемых энергоресурсов, а теплоснабжающие организации, в свою очередь, лишаются возможностей построения эффективных систем контроля за рациональным потреблением поставляемых ею ресурсов, выявления фактов хищения энергоресурсов либо утечек.

Для построения эффективных систем ресурсоснабжения необходима полная информация об объемах поставки и потребления соответствующих ресурсов. Допустить возможность того, что часть объектов теплоснабжения так и не будут оснащены всеми необходимыми для учета потребляемой тепловой энергии компонентами — это все равно, что собирать пазл, не имея части элементов.

Предложение:

Исключить данный пункт.

Пункт 115

Текст пункта:

При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.

Суть вопроса:

Текст данного пункта служит прежде всего для того, чтобы запутать читателя. Если убрать первую часть первого предложения об отсутствии в точках учета приборов учета, то получается следующее – при работе приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на перерасчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.

Что означает в данной формулировке – работа приборов учета более 15 суток расчетного периода? На наш взгляд в данном пункте пропущено слово, определяющее неисправную работу прибора учета – например «при некорректной работе приборов учета» или «в случае неисправности приборов учета».

Предложение:

При отсутствии в точках учета приборов учета или в случае неисправности приборов учета более 15 суток в расчетном периоде определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.

Пункт 119

Текст пункта:

При нарушении сроков представления показаний приборов в качестве среднесуточного показателя принимается количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за предыдущий расчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.

В случае если предыдущий расчетный период приходится на другой отопительный период или данные за предыдущий период отсутствуют, производится пересчет количества тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил.

Суть вопроса:

Рассмотрим ситуацию – потребитель не предоставил в адрес теплоснабжающей организации в оговоренные договором теплоснабжения сроки отчетную ведомость теплопотребления. Сотрудники теплоснабжающей организации обязаны в соответствии с данным пунктом произвести начисления за потребленную тепловую энергию по средним значениям теплопотребления.

При этом, если причиной не предоставления отчетной ведомости теплопотребления являлась неисправность прибора учета, то согласно рассмотренному ранее п. 115 Правил начисления должны были быть произведены на основании величины тепловой нагрузки, приведенной к температуре наружного воздуха. Также стоит отметить, что расчет объема потребленной тепловой энергии «по средним значениям теплопотребления» в 90% случаев приводит к заведомо меньшему результату нежели расчет «по нагрузке».

Таким образом у представителя теплоснабжающей организации факт отсутствия ведомости теплопотребления за отчетный период каждый раз должен вызывать вопрос: данные отсутствуют по причине неисправности прибора учета или простой нерасторопности потребителя.

В том случае, если потребитель в силу каких-либо форс-мажорных обстоятельств (например, по причине болезни) просто не успел снять и предоставить в адрес теплоснабжающей организации показания исправного прибора учета за отчетный период, то для такого потребителя всегда должна оставаться возможность проведения перерасчета начислений по фактическим показаниям исправного прибора. В целях минимизации мошеннических манипуляций с настройками прибора учета, снятие показаний прибора учета для проведения корректировки начислений должно производиться совместно с представителями теплоснабжающей организации.

При этом в ходе контрольного снятия показаний прибор учета должен в полной мере удовлетворять требованиям, предъявляемым к приборам, допущенным к коммерческим расчетам, то есть быть опломбированным и с оформленным актом допуска/периодической проверки.

Второй вопрос к данному пункту – почему в случае отсутствия данных за предшествующий расчетный период Правила учета перенаправляют читателя к пункту, относящемуся к расчетам объема тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (п. 121), ведь пунктом 115 уже определен порядок расчета объема потребленной тепловой энергии в случаях отсутствия фактических данных о теплопотреблении.

При этом отмечаем тот факт, что п. 121, относящийся к горячему водоснабжению, не предусматриваем пересчет базового показателя (договорной тепловой нагрузки) по изменению температуры наружного воздуха. И в случае его применения при определении объема тепловой энергии, затраченной на нужды центрального отопления или вентиляции, в условиях непредоставления более двух отчетных периодов показаний прибора учета, итоговое значение, выставляемое к оплате абоненту, будет максимальным образом недостоверно.

Предложение:

При нарушении сроков представления показаний приборов определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период. В случае нарушении сроков представления показаний приборов учета горячего водоснабжения, количество тепловой энергии принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).

Корректировка произведенных начислений на основании фактических показаний приборов учета возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Показания для проведения перерасчета должны быть сняты из архива теплосчетчика потребителем в присутствии представителя теплоснабжающей организации;
  2. Прибор учета должен быть допущен к коммерческим расчетам, иметь действующий акт допуска/периодической проверки. Все элементы узла учета должны быть опломбированы пломбами теплоснабжающей организации.

Разумеется, такой серьезный шаг, как внесение изменений в действующие Правила учета, должен осуществляться при разносторонней поддержке теплоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, монтажных и экспертных организаций. Голос каждой стороны должен быть услышан, каждое замечание или предложение должно пройти процедуру всестороннего рассмотрения, и возможно тогда, все мы – участники рынка теплоснабжения получим Правила учета не ущемляющие права сторон, но помогающие выстроить прочный фундамент взаимодействия сторон в части учета потребляемой тепловой энергии.