Движение вверх: как привести в порядок расчеты за потребленные энергоресурсы в ритейле, банковской сфере и иных компаниях с обширной сетью филиалов. Часть 1

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

В этой статье мы разберем вариант снижения расходов крупных сетевых компаний без осуществления капитальных затрат, без длительного ожидания экономического эффекта, без увеличения затрат на персонал. Для удобства рассмотрим сферу ритейла, хотя рассмотренные в данной статье принципы применимы к любому бизнесу, имеющему широкую сеть филиалов (отделений), включающую в себя нежилые здания, строения, а также нежилые помещения во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилых многоквартирных домов, таких как банки, организации общественного питания (кафе, рестораны, пиццерии и т.п.), аптеки и пр.

Масштаб проблемы

Основной задачей для любого бизнеса (и особенно обладающего обширной сетью зданий, строений и нежилых помещений) является непрерывное повышение прибыльности, без которого устойчивое развитие компании ставится под сомнение.

Однако препятствует достижению этой цели множество факторов – мировые макроэкономические проблемы, отражающиеся на внутреннем рынке, снижение покупательной способности населения, падение доходов бизнес-клиентов, рост арендных ставок и стоимости услуг сервисных подрядных организаций – в общем все те обстоятельства, на которые невозможно повлиять со стороны бизнеса.

Но существует одна статья постоянных расходов, находящаяся в зоне контроля бизнеса – это ежемесячные затраты на оплату коммунальных ресурсов: тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроснабжения. Недооценивать указанную статью расходов не стоит, так как в среднем она составляет порядка 1,8% от выручки ритейлера. Для того, чтобы вас не вводил в заблуждение кажущийся низким процент, укажем величину этих расходов в абсолютных величинах на основании финансовой отчетности одного из ТОП-3 ритейлеров России:

При выручке за 2022 год в размере 2,35 триллиона расходы на оплату коммунальных услуг составили 42 миллиарда рублей в расчете на 26,7 тысяч магазинов или 9,3 млн квадратных метров торговой площади

В первом приближении структура потребления коммунальных ресурсах в ритейле выглядит таким образом, что львиную долю от общих расходов составляют затраты на оплату электроэнергии:

При этом потребление тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения составляет порядка 13%, или 5,5 млрд рублей, если мы вернемся к вышеуказанным цифрам из финансовой отчетности. Согласитесь, что сложно назвать 5,5 млрд рублей – незначительной суммой, ведь эта сумма превышает размер годового бюджета таких городов как Элиста, Сызрань или Нефтекамск.

Одновременно с масштабностью данная величина достаточно вариативна, то есть поддается как снижению, так и увеличению без существенных усилий с той или иной стороны по договорам теплоснабжения. И это нам известно благодаря 2 факторам:

  1. На протяжении многих лет наши специалисты работали в крупнейшей Российской теплоснабжающей компании и ежемесячно сталкивались с проблематикой приборного учета, возникающей у любой крупной сетевой структуры, будь то государственные организации либо частный бизнес. И любая ошибка, недоработка или бездействие со стороны таких потребителей приводила к потере денежных средств организации;
  2. Наша компания уже имеет положительный опыт работы с одним из ведущих ритейлеров Российской Федерации. Но обо всём по порядку.

История

Практически все наши сотрудники, включая и вашего покорного слугу, приобрели свои профессиональные знания и опыт в сфере теплоэнергетики, благодаря многолетней работе в теплоснабжающих организациях нашей необъятной страны.

Именно представляя интересы теплоснабжающей организации, понимаешь, что технические компетенции, кадровый профессиональный потенциал, материальные и технические ресурсы, а главное закон находятся на защите интересов прежде всего ресурсников.

И не будем скрывать - в свое время приятно было ощущать себя частью подобных структур.

Ежедневное взаимодействие с потребителями лишь укрепляло убежденность в том, что подобный дисбаланс сил в сфере поставки и потребления энергоресурсов является обоснованным. Тем более потребители в основной своей массе даже не старались отстаивать собственные интересы перед ресурсоснабжающими организациями, принимая существующие в отрасли «правила игры».

Более того, зачастую потребители выстраивали свою работу в части учета потребляемых коммунальных ресурсов таким образом, что со стороны теплоснабжающих организаций не приходилось вообще прикладывать каких-либо усилий для получения сверхдоходов. И всё это происходило (и происходит в настоящий момент) строго в рамках законодательной базы РФ. Продолжение следует…