Движение вверх: как привести в порядок расчеты за потребленные энергоресурсы в ритейле, банковской сфере и иных компаниях с обширной сетью филиалов. Часть 3

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Ответ на вопрос, почему так происходит, далеко не очевиден. Когда мы говорим о сетевом бизнесе, имеющем большое количество объектов недвижимости и филиалов, на ум приходят образы крупных корпораций с множеством отделов и сотрудников.

Однако именно в этом зачастую и кроется проблема – разрастающаяся в больших компаниях бюрократизация любого процесса приводит к тому, что решение даже самого простого вопроса должно пробиться сквозь «лес» бумаг, совещаний и согласований. В результате нарушается коммуникация как с внешним деловым контуром, так и снижается эффективность взаимодействия внутри компании между отделами и департаментами. Слишком сложно? Поясним на примере из нашей сферы.

При приближении окончания отопительного периода директором одного из филиалов принимается решение о досрочном прекращении потребления тепловой энергии на подконтрольном объекте в связи с избыточным теплопотреблением. Инженер, ответственный за эксплуатацию объекта, перекрывает запорную арматуру на инженерной сети отопления, оптимизируя таким нехитрым способом температурный режим на объекте.

В связи с перекрытием запорной арматуры прибор учета тепловой энергии, смонтированный на системе центрального отопления, начинает фиксировать функциональный отказ, например, в части выхода из интервала допустимой разницы температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах инженерной сети, что выясняется ответственным за расчеты с поставщиками энергоресурсов при снятии показаний за отчетный период.

Теплоснабжающая организация в условиях отсутствия акта о досрочном прекращении теплоснабжения, подписанного сторонами по договору теплоснабжения, не принимает к расчетам показания такого прибора учета и производит расчет за потребленную тепловую энергию на основании величины договорной нагрузки. В результате компания-потребитель получает счет при фактическом отсутствии теплопотребления, при этом данный счет многократно превышает среднестатистические показатели теплопотребления для рассматриваемого отчетного периода.

Вы скажете, что эта ситуация изобилует допущениями, такими как, например не вызов со стороны потребителя представителей теплоснабжающей организации на фиксацию факта досрочного отключения теплоснабжения объекта. Но подобные ситуации случаются сплошь и рядом.

Как правило, инженеры, ответственные за эксплуатацию инженерных систем на объекте, а также руководители филиалов на местах не вникают в тонкости взаимодействия с теплоснабжающей организацией, не вчитываются в условия договора теплоснабжения, не знакомятся с нормативно-правовыми актами в сферах тепло- и водоснабжения. Ведь их задача заключается в ином - а именно в поддержании безостановочного функционирования объекта.

При этом расчеты с ресурсоснабжающими организациями и оплата счетов за потребленные коммунальные ресурсы находятся, как правило, в зоне ответственности центральных офисов. Возникает ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая, ответственность за конечный результат – оптимальное функционирование объекта сети с минимизированием размера счетов за потребленные ресурсы размывается между структурными подразделениями. Как итог – убытки потребителей, перетекающие в доходы ресурсоснабжающих организаций.

Можно заметить, что в данной статье речь ведется не об энергосбережении, не о внедрении энергоэффективных технологий и светодиодных светильников, нет. Это вторичные процессы, к которым не имеет смысла приступать без наведения порядка в расчетах за потребленные ресурсы. В формировании достоверной картины тепло-, водо- и электропотребления уже таится огромный потенциал для экономии денежных ресурсов потребителей. Продолжение следует…