Движение вверх: как привести в порядок расчеты за потребленные энергоресурсы в ритейле, банковской сфере и иных компаниях с обширной сетью филиалов. Часть 6

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Последнее слово

Как добиться того, чтобы ресурсоснабжающие организации относились к потребителям не как к «дойным коровам», за счет которых можно бесконечно обогащаться, а как к равноправным участникам рынка ресурсоснабжения?

Всё очень просто – с ресурсоснабжающими организациями нужно выстраивать общение на том языке, который для них максимально понятен и однозначен, а именно на языке закона.

В силу специфики сферы ресурсоснабжения, ввиду монополизации, и, как следствие, отсутствии конкуренции на рынках поставки энергоресурсов, ресурсоснабжающие организации чувствуют себя полноправными хозяевами ситуации.

Таким образом, лишь кропотливая работа с ресурсоснабжающими организациями в рамках правового поля позволяет потребителям наладить с ними эффективную коммуникацию, открывающую путь к оптимизации процессов потребления и расчетов за энергоресурсы.

И начинаться эта работа должна с аудита и актуализации имеющихся договорных отношений на поставку энергоресурсов. В данные работы должны входить следующие мероприятия:

1) Определение поставщика энергоресурсов.

На первый взгляд очевидный пункт, хотя на данном этапе многие потребители совершают по незнанию ошибку, заключая договор не с тем, с кем требует того законодательство.

Так, например далеко не все потребители знают о том, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Однако исходя из нашего профессионального опыта до настоящего момента львиная доля потребителей, занимающих нежилые помещения в жилых многоквартирных домах, имеют договорные отношения на поставку коммунальных ресурсов с управляющими компаниями. Со всеми вытекающими проблемами.

2) Актуализация имеющихся договоров ресурсоснабжения в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Законодательная база безостановочно развивается, расширяя зоны ответственности по договорам ресурсоснабжения, а также требования к исполнению своих обязательств сторонами по договорам поставки и потребления энергоресурсов.

Да, у ресурсоснабжающих организаций оказывается также имеются не только требования к потребителям, но и ответственность перед ними. И всё это должно находить отражения в договорах поставки/потребления энергоресурсов в целях защиты прав потребителей энергоресурсов.

3) Сверка указанных в договорах ресурсоснабжения договорных нагрузок с фактически используемыми на объектах.

Поясним на примере. У потребителя в договоре теплоснабжения с незапамятных времен содержится информация о наличии тепловой нагрузки по системе «отопительная вентиляция», однако фактически инженерная система на объекте отсутствует (демонтирована) или отключена, однако, не имея об этом информации, теплоснабжающая организация продолжает производить начисления за потребленную тепловую энергию по данной нагрузке, получая деньгу буквально из ничего. И таких историй бесчисленное множество.

При этом законодательством РФ предусмотрена возможность как временного резервирования неиспользуемых тепловых нагрузок без исключения их из договора теплоснабжения, так и пересмотр величин тепловых нагрузок и закрепления их новых значений в договорах теплоснабжения.

В целях минимизации счетов за потребленные энергоресурсы аудит договорных отношений должен осуществляться потребителями на непрерывной основе, особенно когда речь идет об организациях и компаниях, обладающих обширной сетью объектов. Ведь с ростом сети объектов масштабируются не только доходы, но и проблемы компании, в том числе связанные с оптимизацией расходов на оплату коммунальных услуг.

Итак, резюмируя вышеуказанное, процесс наведения порядка в расчетах за потребленные энергоресурсы должен включать в себя следующие мероприятия:

  1. Оснащение приборами учета абсолютно всех точек приема энерго-, тепло- и водных ресурсов;
  2. Подключение приборов учета к системе диспетчеризации и объединение их в единую сеть для осуществления непрерывной аналитики данных объемов ресурсопотребления в масштабах всей компании или организации;
  3. Проведение аудита и актуализация договоров потребления коммунальных ресурсов в строгом соответствии с действующим законодательством и фактическими данными потребления.

Конечно же это обобщенный перечень шагов на пути к снижению расходов на оплату коммунальных ресурсов и каждая компания, обладающая обширной сетью объектов или филиалов, может добавить в него свои мероприятия.

Однако можно с уверенностью сказать, что каким бы видом сетевого бизнеса ни занималась компания, будь то ритейл, банковский бизнес, отельный бизнес и сфера гостеприимства, общепит или аптечный бизнес, управление жилым фондом или объектами нежилой недвижимости – выполнение только 3 вышеуказанных шагов позволит сэкономить на оплате коммунальных ресурсов десятки, а в некоторых случаях и сотни миллионов рублей.

Аналогичная история и с организациями из бюджетных сфер – объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, почты также являются потребителями коммунальных ресурсов, однако бремя оплаты несёт на себе государственный бюджет. И наведение порядка в начислениях за потребленные государственными организациями коммунальные ресурсы – самый очевидный и простой способ экономии бюджета в масштабах всей страны.