Кто должен поставить всех россиян на счетчик или кому выгодно оснастить приборами учета потребляемых энергоресурсов все жилые дома России?

Финансовые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Жилой фонд по объему потребления энергии занимает второе место после обрабатывающей промышленности – более 25% от общего энергопотребления и более 45% от основного вида потребляемой энергии – тепловой. При этом подавляющее большинство жилых многоквартирных домов потребляет энергоресурсов примерно в полтора раза больше, чем в странах, находящихся с Россией в схожих климатических условиях.

Согласно опубликованным данным государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.» потенциал снижения расходов жителей на оплату коммунальных услуг за счет реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности жилых многоквартирных домов, должен был составить в 2020 году 400 миллиардов рублей.

Энергосбережение всегда начинается с учета потребляемых энергоресурсов, так как невозможно сэкономить то, что не поддается учету. Огромнейший потенциал экономии энергоресурсов, потребляемых жилыми многоквартирными домами, так и останется не реализованным без 100% оснащенности домов приборами учета потребляемых энергоресурсов. И тут начинаются серьезные проблемы.

Дело в том, что согласно данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) по состоянию на 31.05.2021 доля оснащенности жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в зависимости от типа потребляемого коммунального ресурса представлена следующим образом:

Коммунальный ресурс Процент оснащенности МКД общедомовыми приборами учета Количество МКД, не оснащенных общедомовыми приборами учета
Тепловая энергия 35,71% 429 860
Горячая вода 25,56% 388 097
Холодная вода 32,48% 558 221
Сточные воды 0,5% 744 029
Электроэнергия 47,27% 498 952
Газ 0,55% 598 880

Ужасающие показатели, не правда ли? А что стоит за этими значениями? Столь низкие показатели оснащенности МКД общедомовыми приборами учета указывают на целый ряд фактов неэффективного функционирования всей системы ЖКХ. Разберем подробно каждый из подобных фактов.

Факт №1 – Федеральное законодательство, касающееся оснащения приборами учета МКД, не работает. Абсолютно.

Сейчас будет немного скучно, но для того, чтобы раскрыть подробности громкого утверждения без этого, к сожалению, не обойтись.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно требования, установленного в ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 г. (на день вступления Федерального закона N 261-ФЗ), обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемой тепловой энергии (далее - приборы учета), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, п. 38.1 Правил N 491, в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение многоквартирных домов приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Однако, несмотря на все жесткость законодательства, максимальная доля оснащенности МКД приборами учета в 47% по состоянию на 2021 год выглядит как насмешка над Российским законодательством. Ведь как уже неоднократно подтверждалась народная мудрость – строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Причины невыполнения обеими сторонами требований законодательства в этом случае более чем банальны. Если для потребителей коммунальных ресурсов препятствием для оснащения приборами учета является отсутствие значительных финансовых ресурсов, то для ресурсоснабжающих организаций – полное отсутствие заинтересованности в снижении своих доходов. Об этом – факт №2.

Факт №2 – Ни одна ресурсоснабжающая организация не заинтересована в оснащении МКД приборами учета потребляемых энергоресурсов за свой счет.

Размер прибыли любой ресурсоснабжающей организации зависит прежде всего от двух главных составляющих – величины утвержденного тарифа на энергоресурс и объема потребления ресурса. И если величиной тарифов манипулировать непросто, ввиду того факта, что тарифы утверждаются органами государственной власти, то вот с объемами потребления ресурса ситуация много интереснее.

Согласно нормам действующего жилищного законодательства РФ определение объема потребления коммунального ресурса возможно осуществить двумя способами:

  • На основании показаний приборов учета;
  • На основании утвержденных норматива ресурсопотребления (в случае отсутствия либо неработоспособности прибора учета).

И в этом кроется огромная проблема – абсолютное несоответствие фактических значений теплопотребления утвержденным нормативам потребления. В предыдущих статьях мы уже раскрывали данную проблематику.

Если вкратце – то используемые в настоящий момент нормативы потребления коммунальных услуг рассчитывались и утверждались десятилетия назад (так, например, норматив теплопотребления по г. Москве был определен более четверти века назад - в 1994 году и до настоящего момента не пересматривался).

Для того, чтобы корректно произвести расчет нормативов достаточного набора фактических данных о ресурсопотреблении МКД на тот момент не существовало, так как массовое внедрение общедомовых приборов учета началось с 2000-х годов, и, таким образом, при расчете норматива использовались исключительно проектные данные.

К чему привел недостаток исходных данных при расчете нормативов потребления коммунальных услуг? К тому, что жители домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, оплачивают коммунальные услуги в объемах, существенно превышающих показатели фактического потребления в аналогичных по характеристикам домам, но оснащенным общедомовыми приборами учета.

Для наглядности сравним начисления за потребленную тепловую энергию за 3 года по двум идентичным по своим характеристикам жилым многоквартирным домам, при этом один из МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, а другому МКД не столь повезло – общедомовой прибор учета отсутствует. Объекты из себя представляют двенадцатиэтажные дома с одним подъездом 1967 года постройки с общей площадью 3 600 м2 серии II-18/12.

Показатель Дом без общедомового прибора учета тепловой энергии Дом с общедомовым прибором учета тепловой энергии Разница
Объем начислений за 2018 год, Гкал 691,200 648,749 -42,451
Объем начислений за 2019 год, Гкал 691,200 593,997 -97,203
Объем начислений за 2019 год, Гкал 691,200 539,887 -151,313
Итого
Сумма начислений за 3 года, Гкал 2 073,600 1 782,633 -290,967
Сумма начислений за 3 года, рублей 4 842 490,02 4 150 920,16 -691 569,86
Среднее
Среднемесячное потребление Гкал в расчете на 1 м2 0,0160 0,0137 -0,0023

Итак, почти 700 000 рублей за 3 года переплатили жители МКД без общедомового прибора учета за не потребленную по факту тепловую энергию. По сути, эти денежные средства исчезли из кошельков жильцов, только по причине того, что в их доме отсутствует техническое устройство, позволяющее определить фактические данные теплопотребления. Эти деньги не участвовали в товарно-денежном обороте, не стимулировали производство, не улучшали качество жизни жильцов многоквартирного дома и т.п.

Абсурдность подобной ситуации можно раскрыть с помощью следующей аналогии. Представьте, что покупатель в магазине на кассе оплачивает не стоимость фактически купленных продуктов, а платит за размер продуктовой сумки. Или абонент сотовой сети оплачивает не фактическую длительность проведенных разговоров за отчетный месяц, а сумму, определенную на основании, например, физических размеров своего телефона или его стоимости.

Естественным образом выгодоприобретателями в подобной ситуации являются теплоснабжающие и теплосбытовые организации, так как они получают с потребителей деньги сверх оказанной по факту услуги. И это без учета ежегодного роста тарифов.

Применение в расчетах за поставленные энергоресурсы оторванных от реальных значений нормативов потребления коммунальных услуг позволяют ресурсоснабжающим организациям генерировать сверхприбыли «из воздуха» - без затрат, проблем и усилий.

Кто-то наверняка скажет – не такая уж большая сумма за 3 года, чтобы говорить с одной стороны о потерях потребителей, а с другой – сверхприбылях ресурсоснабжающих организаций. Но давайте вернемся к данным из таблицы №1 и представим, что все не оснащенные общедомовыми приборами учета тепловой энергии МКД являются как раз двенадцатиэтажными домами с одним подъездом.

В этом случае за 3 года потребители потеряли бы, а теплоснабжающие организации получили 297 278 220 019 рублей! Почти 300 миллиардов рублей за 3 года или 100 миллиардов в год. Ошеломляющая своими объемами сумма в 1/3 триллиона рублей – и тут речь идет лишь про тепловую энергию. Трудно даже вообразить масштаб проблемы, если просчитать финансовые потери потребителей с учетом всех коммунальных ресурсов, остающихся на настоящий момент без общедомового приборного учета.

Однако многие возразят – но ведь не весь оставшийся на настоящий момент жилой фонд представлен домами серии II-18/12! Конечно же нет, однако это только усугубляет существующую проблему. Дело в том, что норматив теплопотребления универсален и не варьируется в зависимости от характеристик МКД. То есть его величина одинакова и для «хрущевки, построенной в 50-х годах прошлого столетия, и для современных жилых многоквартирных домов.

Чем лучше типовая строительная серия МКД или чем позже построен МКД, тем, как правило, выше качество строительных материалов и, как следствие, выше уровень его теплозащиты, и тем меньший объем тепловой энергии требуется для его обогрева. В таблице №3 представлены данные по фактическому теплопотреблению разными типовыми МКД за период с 2018 по 2020 гг.

Кол-во этажей МКД Кол-во подъездов МКД Средняя жилая площадь (м2) Год постройки МКД Фактический объем теплопотребления на 1 м2 (Гкал/м2) Отклонение от величины утверждённого норматива 0,016 Гкал/м2 (%)
22 2 10 800 От 1981
до 2008
0,0135 -15,4
16 1 5 400 От 1965
до 1990
0,0128 -19,9
12 1 3 600 От 1962
до 1975
0,0137 -14,4
9 6 10 500 От 1965
до 1985
0,0137 -14,2
5 4 3 500 От 1950
до 1975
0,0157 -2,2

Как можно убедиться даже по скромным пятиэтажкам, которым уже больше 70 лет, фактическое потребление тепловой энергии меньше утвержденного норматива потребления. Конечно же тут представлены средние значения, и существуют МКД, потребление тепловой энергии по которым превышает нормативные значения. И эту ситуацию мы разберем позднее. Но общий смысл представленных данных таков – расчет по нормативу теплопотребления в случае отсутствия общедомовых приборов учета приводит к существенным переплатам со стороны жильцов МКД по всему диапазону имеющихся МКД.

Конечно стоит отметить тот факт, что данные по фактическому теплопотреблению варьируются в зависимости от температуры наружного воздуха – чем выше температура, тем меньше значения фактического теплопотребления, и в некоторые зимние месяцы фактический объем теплопотребления может превышать утверждённый норматив, однако ,как следует из доклада 2021 года Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, потепление наблюдается на всей территории России во все сезоны, а тренд роста температуры воздуха в зимние месяцы за 1976-2020 составил 0.48°С/10 лет. Представленные данные свидетельствуют о том, что фактическое потребление тепловой энергии должно снижаться, увеличивая при этом разрыв со значениями норматива теплопотребления.

В этой ситуации бездействие ресурсоснабжающих организаций в части выполнения требований законодательства РФ о необходимости оснащения МКД общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов лишь подтверждает тот факт, что отказываться от сверхприбыли никто в здравом уме не намерен - даже под угрозой штрафных санкций со стороны государства.

Также не прельщает ресурсоснабжающие организации возможность выставления в адрес потребителей счетов за установленные собственными силами общедомовые приборы учета с рассрочкой платежей на 5 лет и по кредитной ставке, которая не может превышать ставку рефинансирования ЦБ. Не очень радужная перспектива для ресурсоснабжающих организаций – затратить собственные средства на оснащение потребителей общедомовыми приборами учета, использование которых моментально снизит прибыль от реализации поставляемых энергоресурсов, и вернуть свои инвестиции в итоге лишь через 5 лет с убытком с учетом реального размера инфляции в стране.

Именно поэтому представленные в таблице №1 значения оснащенности общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов не превышают 48%. Потребители не могут, а ресурсоснабжающие организации не хотят исполнять требования законодательства по внедрению 100% учета поставляемых и потребляемых энергоресурсов. Как же сдвинуть эту патовую ситуацию с мертвой точки?

Факт №3. Отсутствие 100% оснащенности МКД общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов – проблема не только жителей, но и головная боль ресурсоснабжабщих организаций.

О том, что в России жилым сектором потребляется избыточное количество ресурсов свидетельствуют данные Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЕФ), согласно которым потенциал экономии в зависимости от типа потребляемого ресурса распределен следующим образом:

  • Тепловая энергия – 40%;
  • Электроэнергия – 37%;
  • Природный газ – 30%;
  • Холодная вода – 25%.

И этот потенциал демонстрирует насколько энергоемка сфера жилищного хозяйства в России, насколько неэффективно используются энергоресурсы в жилищной сфере и насколько расточительно тратятся деньги жителей на оплату коммунальных ресурсов.

При этом, какие бы современные и эффективные методы регулирования и снижения ресурсопотребления не использовались в жилых домах – без общедомовых приборов учета экономических эффект от реализации таковых мероприятий составит 0 рублей 0 копеек.

Лишь 100% оснащение всех без исключения жилых многоквартирных домов сформирует реальную картину ресурсопотребления в России, которая позволит реализовывать комплексные программы по энергосбережению, а не «местечковые», как это делается в настоящее время.

При этом стоит отметить тот факт, что отсутствие в жилых домах общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов, и, как следствие, невозможность точного определения фактических параметров ресурсопотребления, является препятствием для реализации энергосберегающих мероприятий не только для потребителей, но и для ресурсоснабжающих организаций.

Так, не имея информации о фактических значениях температур поставляемого в МКД и возвращаемого в тепловую сеть теплоносителя, у теплоснабжающих организаций отсутствуют возможности для предъявления претензий к потребителям о необходимости наладки работы внутренних тепловых сетей жилого дома. Ведь в случае нарушения со стороны потребителей обязанности по поддержанию температуры теплоносителя, возвращаемого в тепловую сеть, в соответствии с утвержденным температурным графиком, убытки несет уже теплоснабжающая организация, а именно:

  • Завышение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе свидетельствует о избыточной циркуляции теплоносителя, что в свою очередь, указывает на увеличенный расход электроэнергии, потребляемой сетевыми насосами ЦТП и источников.
  • Возвращение в тепловую сеть увеличенного объема теплоносителя ведет к разбалансировке гидравлического режима всей системы теплоснабжения и вынуждает теплоснабжающую организацию нести затраты на проведение мероприятий, направленных на нормализацию теплового режима для всех потребителей тепловой сети.

Отсутствие данных о фактических расходах теплоносителя, горячей и холодной воды, потребляемых МКД, также существенно бьет по карманам ресурсоснабжающих организаций, ведь не имея полной картины водопотребления, у них отсутствует возможность сведения водных балансов в системах «источник-потребитель» и, как следствие:

  1. Отсутствует возможность выявления фактов хищения коммунальных ресурсов со стороны потребителей – так как невозможно установить факт и объем хищений поставляемых потребителям ресурсов при отсутствии приборного учета потребляемых ресурсов;
  2. Отсутствует возможность определения размере фактических потерь коммунальных ресурсов вследствие утечек воды в результате прорывов трубопроводов на разводящих сетях. Сравнивая показания прибора учета на источнике и сумму показаний приборов учета потребителей, возможно выявлять участки сетей, на которых объем поставки превышает объемы потребления, что в данном случае явно свидетельствует о наличии сверхнормативной утечки;
  3. Отсутствует дополнительный контроль над корректностью начислений потребителям –статистический анализ показаний приборов учета на источниках и суммы показаний приборов учета потребителей также помогает выявлять объекты с некорректно работающими приборами учета и принимать соответствующие меры, направленные на недопущение некорректных начислений.

Факт №4. В России отсутствуют механизмы финансирования энергосберегающих мероприятий. Денег на установку общедомовых приборов учета у потребителей попросту нет. И занять их не у кого.

Анализируя представленные данные по оснащению жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, не стоит забывать о высокой стоимости данного мероприятия. Так, средняя стоимость установки общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды по итогам 2020 года в Москве превысила 420 000 рублей. Далеко не каждая управляющая компания (далее – УК), ТСЖ или ЖСК, имеют на своем балансе свободные денежные средства, которые могли бы быть направлены на установку общедомовых приборов учета.

В этом случае у таких УК, товариществ или кооперативов есть 3 варианта поиска средств для оснащения МКД общедомовыми приборами учета:

  1. Провести собрание жильцов по вопросу сбора средств на установку общедомовых приборов учета. Нетрудно представить себе реакцию большинства жителей на предложение введения дополнительного сбора к и без того немалым коммунальным платежам. Например, для рассматриваемого выше 12-этажного МКД размер сбора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды с одной квартиры составит приблизительно 4 300 рублей.
  2. Дождаться плановой реализации программы капитального ремонта МКД, в ходе которой могут быть установлены общедомовые приборы учета за счет средств, собираемых с жителей по программе «Взносы за капитальный ремонт». Правда в этом случае нужно задать себе вопрос – а какой размер финансовых потерь понесут жители, оплачивая коммунальные ресурсы сверх фактического потребления, дожидаясь реализации программы капитального ремонта?
  3. Обратиться в банк за получением целевого кредита. И на этом варианте мы остановимся поподробнее – потому что данный вариант нам представляется самым безнадежным из всех перечисленных.

Так сложилось, что получить кредит в нашей стране куда более проще, являясь физическим лицом, нежели юридическим. Банки охотно выдают кредиты населению, при этом, когда речь заходит о получении финансирования для ТСЖ, ЖСК или управляющей компании банкиры разводят руками, требуя бесчисленное количество документов, бухгалтерских данных, и, самое главное, залогового обеспечения.

Можно понять и банки в данном случае – ведь для них слишком не специфична сфера финансирования энергосберегающих проектов. Отсутствие четких и установленных законодательством механизмов определения размера экономического эффекта от внедрения общедомовых приборов учета, а также отсутствие в банковской сфере специалистов, способных достоверно определить ожидаемый уровень риска и потенциал экономии, достигаемой за счет установки общедомовых приборов учета, ставит в тупик финансовые учреждения при рассмотрении вопросов кредитования управляющих компаний.

При этом, в отличии от западных стран, в России отсутствуют профильные инвестиционные-финансовые организации, занимающиеся исключительно вопросами финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности потребителей коммунальных ресурсов. Получается ситуация, в которой огромнейший финансовый потенциал экономии в результате внедрения энергосберегающих технологий так и остается нереализованным по причине отсутствия стороны, способной взять на себя функции распределения рисков и финансирования столь новой для России сферы.

Эти функции могло бы взять на себя государство. Имея, по сути, безграничный административный и финансовый ресурсы, а также будучи стороной, также напрямую заинтересованной в снижении трат населения на оплату коммунальных ресурсов, государство могло бы принимать более активное участие в программах кредитования потребителей энергоресурсов по программам повышения энергоэффективности. Это могли бы быть льготные кредитные программы, субсидирование имеющихся кредитных программ частных банков, государственно-частные партнерства по направлению энергосбережения и прочие форматы взаимодействия с потребителями и поставщиками энергоресурсов.

Также возможно рассмотреть создание специализированных фондов с участием органов государственной власти, коммерческих банков, представителей бизнеса (например производителей оборудования приборов учета, экспертных организаций, энергетических агентств), для обеспечения финансирования мероприятий по установке общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов.

Однако, исходя из оценки текущей ситуации, государство находится в роли стороннего наблюдателя, ограничиваясь выдачей предписаний и административных штрафов, в частности, за невыполнение требований по обеспечению приборами учета потребляемых энергоресурсов жилых многоквартирных домов.

Факт №5. Отсутствие 100% оснащенности общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов препятствует определению справедливых значений тарифов на потребляемые энергоресурсы.

Представление о том, что отсутствие общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов является проблемой лишь для тех жителей, чьи МКД по воле случая или по ряду объективных причин, до настоящего времени не оснащены ими, - неверно. Низкий процент оснащения МКД общедомовыми приборами учета бьет по карману каждого без исключения жителя нашей страны.

Дело в том, что показания приборов учета потребляемых энергоресурсов в соответствии с нормами действующего законодательства используются при расчете тарифов на поставляемые потребителям коммунальные ресурсы. И чем больше данных содержится в статистической выборке по потреблению жилыми многоквартирными домами того или иного ресурса, тем выше точность определения расходов ресурсоснабжающей организации на поставку данных ресурсов. А чем выше точность подобных расчетов, тем меньше неизвестных остается в уравнениях определения тарифов и тем сложнее обосновать устанавливающим тарифы органам завышение итоговых значений.

Недостаток исходных данных о фактических объемах потребления коммунальных ресурсов при определении размеров тарифов оставляет широкое поле для вариативности методов расчета и используемых данных (в том числе размера фактических потерь коммунальных ресурсов, валовой выручки, ожидаемого уровня потребления) и в итоге приводит к формированию и утверждению необоснованно завышенных значений тарифов. А ввиду того факта, что тариф – есть цена за единицу поставляемого и потребляемого коммунального ресурса, и она не варьируема в зависимости от типа учета объема потребления коммунальной услуги, то есть ее действие распространяется на все группы потребителей. И получается, что из-за недостатка исходных данных по фактическому потреблению коммунальных ресурсов теряют деньги все потребители. Без исключения.

Факт №6. Схемы реализации энергосервисных контрактов не подходят для проектов оснащения жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов.

Согласно определениям Российского законодательства под энергосервисным контрактом понимается соглашение на выполнение любых работ (услуг), в результате которых повышается энергоэффективность зданий.

По своей сути установка общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов не является энергосберегающим мероприятием, однако при этом, наличие общедомовых приборов учета обязательно для запуска энергосервисных программ и контрактов. Можно сказать, что установка общедомовых приборов учета является первым и, пожалуй, самым важным условием для повышения энергоэффективности Российской экономики, но при этом не может регулироваться положениями законодательства РФ об энергосервисных услугах.

Однако этот момент не смущает ни потребителей, ни энергосервисные компании, и установку общедомовых приборов учета проводят под видом реализации энергосервисных контрактов. Разберем почему даже в финансовом плане потребителям энергоресурсов экономически невыгодно осуществлять мероприятия по установке общедомовых приборов учета под маской энергосервсиных контрактов.

Итак, существует несколько форм энергосервисных контрактов, различающихся между собой по ряду основных параметров, таких как:

  • По форме предоставляемых Заказчику услуг – разовые услуги (консультирование, поставка оборудования, аудит) или комплексные услуги «под ключ»;
  • По стороне, финансирующей мероприятия по энергосбережению – из собственных средств Заказчика или средств энергосервисной компании;
  • По порядку расчетов между собственником объекта (заказчиком) и энергосервисной компанией за оказанные услуги – единовременная или поэтапная оплата, привязанная к срокам реализации проекта (в том числе и после его завершения);
  • По методике распределения между собственником (заказчиком) и энергосервисной компанией экономии, достигнутой в результате реализации проекта энергосбережения денежной экономии. И именно этот пункт заслуживает особого внимания, так как именно в нем отражен порядок получения экономической выгоды от проведенных энергосберегающих мероприятий.

Существует несколько вариаций по методике разделения между собственником (заказчиком) и энергосервисной компанией полученной в результате проведения энергосберегающих мероприятий экономии, однако наиболее распространенным в России и мире являются энергосервисные контракты с разделением экономии, при которых финансирование проектов осуществляется энергосервисной компанией, и заключаются такие контракты на определенный срок (в среднем на 3 – 10 лет).

В энергосервисном контракте четко прописывается процентное отношение разделения между сторонами сэкономленных средств. Как правило пропорция составляет «80 на 20» – то есть 80 процентов от сэкономленных средств получает энергосервисная компания, а 20 процентов остается заказчику. При этом данное разделение закрепляется на весь срок действия контракта, который в свою очередь не зависит от величины полученной экономии.

Что это означает простыми словами? Для наглядности вернемся к вышеописанному примеру – к установке общедомового прибора учета тепловой энергии в 12-ти этажном жилом многоквартирном доме строительной серии II-18/12 с 1 подъездом.

Представим, что для установки общедомового прибора учета тепловой энергии ТСЖ или ЖСК нанимает энергосервисную компанию. Какую же сумму сэкономит ТСЖ или ЖСК за счет реализации энергосервсиного контракта на установку общедомового прибора учета тепловой энергии за счет перехода оплаты на фактические показатели теплопотребления вместо расчетов по нормативу? Также интересует размер прибыли энергосервисной компании за счет реализации подобного контракта на таком МКД?

Исходные данные:

Средний размер годовой экономии (без учета роста тарифов), полученной за счет установки общедомового прибора учета тепловой энергии: 690 000 / 3 = 230 000 рублей;

Средний срок действия энергосервисного контракта: 6 лет

Пропорция разделения полученной экономии между энергосервисной компанией и заказчиком: 80 на 20;

Общий размер экономии, достигнутой за весь срок контракта: 230 000 * 6 = 1 380 000 рублей;

Размер полученной ТСЖ или ЖСК экономии денежных средств за 6 лет за счет реализации энергосервисного контракта: 1 380 000 * 20% = 276 000 рублей;

Размер прибыли энергосервисной компании: 1 104 000 рублей.

Средняя стоимость установки общедомового узла учета тепловой энергии: 420 000 рублей.

Цифры говорят сами за себя. Копеечная экономия управляющей компании и сверхприбыль энергосервисной компании демонстрируют кто является выгодоприобретателем по таким контрактам.

А теперь сравним данную модель финансирования установки общедомового прибора учета тепловой энергии с вариантом, при котором ТСЖ или ЖСК берет кредит на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в обычном банке. Сумма кредита – 420 000 рублей по ставке 20% на 6 лет (конечно же кредит на такую сумму как правило оформляется на меньший срок – тут мы его приравняли к сроку действия энергосервисного контракта для наглядности).

Схема финансирования установки общедомового прибора учета тепловой энергии Энергосервисный контракт с разделением экономии Банковский кредит
Собственные затраты управляющей компании (ТСЖ / ЖСК) на установку общедомового прибора учета, руб. 0 р. 0 р.
Размер долговых обязательств (с учетом переплаты по кредитному договору за 6 лет), руб. 0 р. -724 333,00
Экономия, полученная управляющей компанией за весь срок проекта (6 лет) за счет перехода оплаты счетов по нормативу к фактическим данным, руб. 1 380 000 * 20% = 276 000,00 1 380 000,00
Итоговая экономия с учетом обязательств, руб. 276 000,00 655 667,00

Получается, что для управляющей компании более чем в 2 раза выгоднее оформить кредит на установку общедомового прибора учета, нежели ввязываться договорные обязательства по энергосервисному контракту. Конечно, чем ниже ставка по кредиту и (или) меньше срок действия кредитного договора, тем выше итоговая экономия управляющей компании – так, например в случае, когда кредит оформляется на 3 года по той же ставке 20%, управляющая компания сэкономит за 6 лет уже 818 087 рублей.

Однако, как уже было указано ранее, банковские кредитные продукты являются труднодоступными для управляющих компаний. Выходом из сложившейся ситуации может послужить модель лизинга оборудования общедомовых приборов учета, при которой установка общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется за счет профильной компании.

Данная компания после ввода общедомового прибора учета в коммерческую эксплуатацию осуществляет его техническое обслуживание и ежемесячно получает от управляющей компании платежи, размер которых зависит от полученной за счет внедрения приборного учета экономии. При этом переплата по такому договору не должна превышать установленного сторонами значения (премии) от стоимости установки общедомового прибора учета.

Право собственности на оборудование общедомового прибора учета переходит к управляющей компании сразу же после того, как все лизинговые и премиальные платежи будут выплачены профильной монтажной компании.

При такой модели взаимодействия финансовые риски управляющей компании минимальны, а успешность проекта по установке общедомовых приборов учета целиком и полностью зависит от профессиональных компетенций компаний-исполнителей данного вида работ. Однако стоит отметить тот факт, что для успешной работы по лизинговой схеме безусловно важно наличие доступа у профильных монтажных компаний к заемным средствам.

Также проанализировав все указанные параметры, характерные для энергосервисных контрактов, можно выделить одно положение, которое следует соблюдать при реализации проектов по установке общедомовых приборов учета:

В целях успешной и своевременной реализации проектов по установке общедомовых приборов учета данные услуги должны реализовываться исключительно «под ключ» силами одной компании и включать в себя следующие этапы:

  • Получение технических условий на установку общедомовых приборов учета в ресурсоснабжающих организациях;
  • Разработка и согласование проектной документации на устанавливаемые общедомовые приборы учета;
  • Закупку и поставку оборудования общедомовых приборов учета;
  • Строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;
  • Постановку смонтированных приборов учета на коммерческий учет в ресурсоснабжающих организациях.

Разделение между разными профильными подрядными организациями данных процессов приводит к возникновению множества ненужных технических нюансов, связанных с увеличением коммуникационных и транзакционных издержек, лишь усложняющих и затягивающих процесс установки общедомовых приборов учета.

Подводя итоги, можно сказать лишь одно – 100% оснащение жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов выгодно всем – жителям, управляющим компаниям, государству, и даже ресурсоснабжающим организациям. Сфера приборного учета имеет в нашей стране огромнейший коммерческий потенциал как для всех непосредственных участников данного рынка, так и для сторонних инвесторов.

Нужно всего лишь собрать за одним столом представителей всех указанных сторон и сформировать рабочие механизмы взаимодействия в решении вопросов финансирования и возврата инвестиций на установку общедомовых приборов учета, выработать прозрачные и понятные всем правила расчета полученной в результате внедрения приборов учета экономии денежных средств, а также создать дополнительные экономические стимулы (а не штрафные санкции) для потребителей коммунальных ресурсов, активно реализующих программу по установке общедомовых приборов учета.

От размытых формулировок перейдем к практическим вариантам «ускорения» процесса оснащения всех жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета:

  1. Создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу приборного учета потребляемых энергоресурсов и формирования государственно-частных партнерств в этой сфере;
  2. Упростить процесс получения кредитных средств на установку общедомовых приборов учета для потребителей энергоресурсов;
  3. Предусмотреть государственное субсидирование процентной ставки по выдаваемых потребителям кредитам на установку общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов;
  4. Создать экономические стимулы для появления профильных независимых консультационных энергетических агентств, обладающих навыками, опытом и соответствующими знаниями в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  5. Сформировать порядок и определить условия привлечения на предварительной стадии проекта обладающих соответствующими знаниями экспертных организаций и энергетических агентств для оценки сроков окупаемости мероприятий по оснащению общедомовыми приборами учета жилых домов;
  6. Утвердить нормативным актом методику расчета экономии денежных средств потребителей, достигаемой за счет перехода от оплаты счетов, определенных расчетным методом на основании нормативов, к фактическим данным приборного учета;
  7. Рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот производителям оборудования приборов учета и сервисным монтажным компаниям.

Проблема низкой оснащенности в России жилых многоквартирных домов общедомовыми приборами учета поражает своим масштабом, но еще более впечатляют потенциальные выгоды от ее решения. Осталось дело за малым – вместо конфронтации и постоянного перекладывания ответственности потребителям и ресурсоснабжающим организациям перейти к сотрудничеству, под чутким патронажем государства.