Невидимая сторона. Важные проблемы и пути выхода из кризиса в сфере ЖКХ. Часть 1

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Чиновники нашей страны часто характеризуют сферу ЖКХ, как область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, ну или попросту – «черная дыра». Пожалуй, сложно подобрать аналогичную ЖКХ область деятельности человека столь же непрозрачную, неэффективную и пожирающую с каждым годом все больше и больше денежных средств.

Очевидно, что бесконтрольное перетекание средств населения, государства и бизнеса из сфер хозяйственной деятельности через сферу ЖКХ на балансы ресурсоснабжающих организаций ни коим образом не способствует развитию экономики страны в целом. Конечно же подобное положение дел в сфере ЖКХ будет устраивать определенный круг объектов, только при этом нужно ясно понимать, что этот круг «заинтересованных» лиц не столь широк, и здоровой экономике страны нужна абсолютная прозрачность сферы ЖКХ.

Мы просто обязаны навести в этой сфере порядок. И под «мы» подразумеваются все – государство в лице административного и законотворческого начала, потребители и поставщики ресурсов, сервисные компании и производители приборов учета. А порядок подразумевает наличие огромного объема данных, превращаемых затем в информацию, на основе которой появляется знание!

И чем сложнее, запутаннее и многограннее сфера деятельности человека – тем большим объемом данных необходимо обладать для эффективного управления такой сферой, тем большим профессионализмом должны обладать компании, оказывающие сервисные услуги в рассматриваемом виде деятельности, в том числе, услуги по анализу и интерпретации получаемых с датчиков и приборов данных.

Еще Фёдор Достоевский в романе «Преступление и наказание» писал: «У нас есть, дескать, факты! Да ведь факты не все; по крайней мере половина дела в том, как с фактами обращаться умеешь!».

Порядок наступает там, где начинается учёт. Прогресс человеческой цивилизации стартовал именно с бурного развития систем учета и продолжает идти рука об руку с увеличением объема собираемых, хранимых и обрабатываемых данных. Именно системы учета, собирающие данные из физического мира, сплетут его воедино с цифровым, создав новую реальность.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый датчик, прибор или устройство, собирающий данные из окружающего нас мира – это маленький вклад на счет нашего общего будущего. Возвращаясь в настоящее и анализируя ситуацию в наиболее близкой нам сфере – сфере учета потребляемых тепловой энергии, горячей и холодной воды, можем уверенно утверждать, что «вкладов в будущее» могло бы быть больше.

Наведение порядка в расчетах за поставленные и потребленные ресурсы в масштабах всей страны – это то условие, выполнение которого должно дать старт преобразованиям в сфере ЖКХ. В противном случае, в «черной дыре» ЖКХ так и будут ежегодно бесследно растворяться сотни миллиардов рублей, из года в год продолжат безосновательно расти тарифы, увеличиваться аварийность сетей и величины потерь ресурсов.

Без устойчивого организационного, правового и технологического развития сферы приборного учета производимых, передаваемых и потребляемых ресурсов, ситуацию в ЖКХ РФ изменить не получится. И барьеров на этом пути предостаточно. Не верите? Тогда представляем Вам доказательства:

Проблема №1 - Масштаб и отсутствие конкурентной среды в сфере ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из главнейших отраслей Российской экономики. Годовой оборот отрасли ЖКХ превышает 6 трлн рублей, что составляет более 5,4 % от ВВП.

Затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ), и, в частности, тепло- и водоснабжения, значатся в структуре расходов каждого без исключения жителя РФ. Так, доля потребительских расходов среднестатистической семьи, затрачиваемой на оплату ЖКУ, составляет более 10%. При этом очевидно, что стоимость ЖКУ включена не только в квартплату, но также является составляющей цены любых товаров и услуг, получаемых гражданами РФ.

В силу сложившейся модели развития инженерных сетей в России (например, тепло- и водоснабжения) потребители не имеют ни технической, ни юридической возможности менять поставщика данных услуг, что в свою очередь серьезнейшим образом сказывается на состоянии всего рынка ресурсоснабжения. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что цены на коммунальные услуги не подчиняются воздействию рынка, а значит исключается объективность в определении конечной цены на потребляемые ресурсы.

Дисбаланс в экономических отношениях потребителей и поставщиков энергоресурсов позволяет последним диктовать свои ценовые условия, вследствие чего цена на коммунальные ресурсы ориентируется на затраты производителя, а не на рыночные механизмы.

Результатом сложившейся ситуации являются низкая эффективность системы управления, как в сфере ресурсоснабжения, так и со стороны потребителей, отсутствие финансовых стимулов снижения расходов, связанных с производством, передачей и потреблением ресурсов, высокая доля потерь энергоресурсов в инженерных сетях. И оплачивает все эти издержки конечно же лишь конечный потребитель – то есть мы с вами. Безусловным образом подобное положение дел будет генерировать безмерное увеличение долгов потребителей.

Так, долги управляющих компаний, граждан и бизнеса только за ЖКУ по состоянию на настоящий момент уже превысили планку в 1,5 трлн. рублей, при этом не менее 50% от этой величины – это задолженность за потребленные тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, газ.

Конечно же на данную величину влияет рост тарифов ЖКХ и падение доходов потребителей, но это не исчерпывающие причины возникновения столь гигантской задолженности. Одним из важнейших вопросов, который необходимо поднимать при решении проблем задолженности за потребляемые энергоресурсы, является вопрос корректности определения размеров этой задолженности, в частности наведения порядка в сфере расчетов за потребленные ресурсы.

И следующие пункты продемонстрируют, что данный вопрос останется без ответа еще долгое время. Продолжение в следующей части…