Невидимая сторона. Важные проблемы и пути выхода из кризиса в сфере ЖКХ. Часть 2

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Проблема №2 - Запутанность Российского законодательства в сфере ЖКХ

Российское законодательство в сфере ЖКХ крайним образом запутано. Перечень нормативно-правовых актов, действующих в сферах ЖКХ и ресурсоснабжения поражает воображение своей внушительностью. Например, вот список главных (но не всех) нормативно-правовых актов, разбираться в которых необходимо специалистам, работающим в сферах ЖКХ и ресурсоснабжения:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ;
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 16.11.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
  4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами";
  5. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
  6. Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 № 261-ФЗ;
  7. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя";
  8. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод";
  9. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014 г. № 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".

Тысячи страниц, технических и юридических терминов, формул и формулировок – и это лишь вершина айсберга. В хитросплетениях данных документов под силу разобраться лишь человеку, связанному профессионально с данной сферой, но никак не рядовому гражданину РФ. Складывается ситуация, когда обязательство по оплате ЖКУ распространяется на всех без исключения граждан РФ в той или иной мере, и при этом данное обязательство не подразумевает возможность для потребителя проверки начисленных к оплате объемов потребленных коммунальных ресурсов и, соответственно, сумм, подлежащих оплате.

Не верите? Тогда попробуйте ответить на простой вопрос – как рассчитывается объем тепловой энергии, указываемый в ежемесячных платежках за центральное отопление? Можете без чье-либо помощи проверить корректность указанного объема тепловой энергии? Или как определяется объем тепловой энергии, затрачиваемый на подогрев горячей воды, который указывается в ЕПД? Как вычисляются значения расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды? И таких вопросов можно набрать не один десяток.

Следствием избыточности нормативно-правовых актов является возникновение противоречий тех или иных положений. Так, например, в части порядка проведения расчетов по показаниям приборов учета и в случае их неисправностей:

  • Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 противоречит Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 16.11.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014 г. № 99/пр противоречит Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034,
  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776 противоречит Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034,
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 противоречит Федеральному закону "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

Чтобы разобраться во всех этих тонкостях необходимо, как минимум, наличие диплома энергетического ВУЗа или профессионального юридического образования по направлению «Энерго- и ресурсоснабжение». И об этом речь пойдет далее.

Проблема №3 - Недостаток квалифицированных кадров со стороны потребителей жилищно-коммунальных услуг

Для нормального функционирования любой сферы жизнедеятельности в ней критически необходимо не только наличие кадрового достатка, но также присутствие на руководящих постах специалистов, получивших профильное высшее образование. Не является исключением и сфера ЖКХ. Проблема кроется в том, что в нашей стране катастрофически не хватает ВУЗов, подготавливающих кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Так, в России по состоянию на конец 2022 года насчитывалось 710 716 жилых многоквартирных домов общей жилой площадью более 2,5 млрд м2 и находящихся под управлением:

  • Управляющих компаний в количестве 23 506 шт.;
  • ТСЖ/ЖСК – 26 216 шт.

И это без учета зданий и строений, не относящихся к жилому фонду – объектов социальной сферы, административных и торговых зданий, объектов промышленности и прочих!

При этом количество высших учебных заведений, обучающих по специальности «Жилищное-хозяйство и коммунальная структура», составляет всего 16!

Для сравнения – по направлению «Психология» работает в 11 раз больше ВУЗов (190), чем по направлению ЖКХ. Но и это не самое грустное – сфера ЖКХ в части подготовки специалистов уступает таким направлениям как «Дирижирование» (35 ВУЗОв) и «Востоковедение и африканистика» (21 ВУЗ).

Одновременно с этим, со стороны ресурсоснабжающих организаций подобной проблемы не возникает, так как количество высших учебных заведений, выпускающих специалистов по специальностям, связанным с выработкой и поставкой тепловой и электроэнергии, а также с водоснабжением, превышает 90.

При этом не совсем верно предполагать, что отсутствует разница между подготовкой специалистов в области выработки энергоресурсов и в сфере их потребления - расхождения в вышеуказанной нормативно-правовой базе, а также различия технологических процессов поставки и потребления ресурсов предъявляют различные требования к обучению специалистов.

Получается, что с одной стороны мы имеем «армию» технически и юридически компетентных, обученных и подготовленных спецов, а с другой стороны – либо «героев-самоучек», взявших на себя ответственность по отстаиванию прав и интересов потребителей, либо бывших сотрудников тех же ресурсоснабжающих организаций.

Таким образом, в условиях явного дисбаланса в количестве и уровне подготовки кадров, ждать, что в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, как составляющей масштабной сферы ЖКХ, будут царить закон и порядок– чрезвычайно оптимистично, по нашему скромному мнению. Продолжение в следующей части…