Невидимая сторона. Важные проблемы и пути выхода из кризиса в сфере ЖКХ. Часть 3

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Проблема №4 - асимметрия рисков в сфере ЖКХ

Факт того, что в сфере потребления энергоресурсов тон задают поставщики, подрывает баланс сил, который должен соблюдаться для нормального функционирования и развития не только жилищно-коммунального хозяйства, но и экономики страны в целом.

В настоящее же время любой из действующих в сфере тепло- и водоснабжения нормативных актов направлен прежде всего на защиту интересов ресурсоснабжающих организаций. В результате чего договорные отношения между сторонами по договорам поставки/потребления ресурсов выстраиваются таким образом, при котором позиции потребителей всегда находятся в ущемленном правовом положении.

Сомневаетесь? Тогда стоит ознакомиться с любым договором ресурсоснабжения, как сразу бросятся в глаза различия в уровнях ответственности сторон: минимум обязательств с максимумом прав «ресурсников» с одной стороны и обратная пропорция со стороны потребителей. С порядком расчетов за потребленные ресурсы дела обстоят еще хуже.

Нормы действующего законодательства позволяют ресурсоснабжающим организациям в части расчетов за потребленные ресурсы вести своеобразную «игру» с потребителями без риска потерь. Ведь в том случае, если расчет за потребленные энергоресурсы ведется на основании показаний приборов учета, то «ресурсники» получают то, что и должны, в противном же случае, когда прибор отсутствует, ресурсоснабжающие организации, благодаря действующему законодательству, получают сверхприбыль, не затрачивая при этом никаких усилий.

Даже временное отсутствие учета потребляемых ресурсов (будь то тепловая энергия, горячая или холодная вода) по причине неисправности средств измерений предусматривает для ресурсоснабжающих организаций получение денег «из воздуха», ведь применяемые при подобных случаях расчетные методы определения объемов потребленных ресурсов ни коим образом не опираются на реальные данные. Расчеты по нормативам потребления, по договорным тепловым нагрузкам, по пропускной способности трубопроводов незаслуженно изымают средства из карманов потребителей и обогащают ресурсоснабжающие организации без затрат и усилий со стороны последних.

Одновременно с этим, все те же законодательные акты усложняют жизнь потребителям, например, ограничивая временные интервалы, в течение которых неисправные приборы учета должны быть отремонтированы с учетом необходимости прохождения поверки метрологических характеристик.

В качестве примера возьмем расчеты за тепловую энергию. Так, для того чтобы расчет за потребленное тепло был осуществлен по фактическим данным теплопотребления, прибор учета должен отработать без сбоев в отчетном периоде (обычно календарный месяц) не менее 15 суток.

Таким образом, в случае выявления неисправности в работе прибора учета тепловой энергии, у потребителя есть 15 - 16 дней для того, чтобы:

  1. Демонтировать прибор учета;
  2. Доставить прибор учета в сервисный центр;
  3. Произвести ремонт;
  4. Осуществить обязательную после ремонта метрологическую поверку прибора учета;
  5. Вернуть прибор на штатное место установки;
  6. Провести монтажные и пуско-наладочные работы;
  7. Получить посуточные ведомости работы узла учета, содержащие непрерывные данные в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток);
  8. Вызывать теплоснабжающую организацию для оформления акта периодической проверки прибора учета после ремонта и последующей опломбировки. При этом документы для повторного ввода прибора учета в эксплуатацию должны быть представлены в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию;
  9. Получить акт периодической проверки, с даты оформления которого возможно возобновление расчетов по показаниям прибора учета.

Итак, только 2 вышеуказанных этапа (№7 и №8) занимают не менее 13 дней! И это без учета возможных заминок, не зависящих от воли потребителя, на любом другом указанном этапе.

Получается, что выход из строя прибора учета тепловой энергии для потребителя звучит как приговор. А в качестве наказания избирается своеобразный штраф – расчет по договорным тепловым нагрузкам, в подавляющем большинстве случаев многократно превышающий размер ежемесячных оплат потребленной тепловой энергии.

Почему расчет по договорным тепловым нагрузкам является приговором для потребителя можно понять уже из самих определений тепловых нагрузок:

  • Тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени (ФЗ №190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010);
  • Договорная тепловая нагрузка (тепловая мощность) - сумма максимальных тепловых нагрузок всех теплопотребляющих установок абонента и соответствующий ей максимальный расход теплоносителя в час, которые указаны в договоре между теплоснабжающей организацией и абонентом (Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002).

То есть тепловая нагрузка – это величина, характеризующая возможность объекта теплоснабжения принять максимальный объем тепловой энергии, необходимый для функционирования такого объекта в условиях крайне низких температур (как правило -26 или -28⁰С).

Расчет по договорным тепловым нагрузкам можно сравнить с тем, если супермаркет будет определять стоимость покупки исходя из размера продуктовой корзины, а не из того, что покупатель по факту приобретает. Или стоимость заправленного бензина будет определяться заправочной станицей исходя из объема бензобака, а не фактически поставленного объема топлива. Подобных аналогий можно привести множество.

Проблема кроется в том, что величины нагрузок определяются расчетным путем еще на стадии строительства и ни коим образом не отражают реальные режимы и диапазоны потребления ресурсов. Например, тепловые нагрузки по системам «Отопительные вентиляция», «Центральное отопление» и «Горячее водоснабжение» зафиксированные в договорах теплоснабжения на объектах социальной сферы, многократно превышают фактические данные теплопотребления по указанным тепловым системам.

Несмотря на то, что законодательством предусмотрена возможность пересмотра тепловых нагрузок (Приказ Министерства регионального развития РФ №610 от 28.12.2009), этот процесс не систематизирован в масштабах страны, данной работой практически никто не занимается. Как закономерный результат данного положения дел – ежемесячная потеря государственных средств.

В случаях отсутствия, несвоевременного выявления или растянувшегося во времени устранения неисправностей в работе приборов учета, теплоснабжающие организации на основании вышеуказанных законодательных норм применяют в расчетах за потребленную тепловую энергию значения тепловых нагрузок. В результате применения методики «по нагрузке» счета за потребленную тепловую энергию многократно увеличиваются, и бюджетные деньги беспрепятственно перетекают из государственной казны на счета теплоснабжающих организаций. И всё это по закону, и никто не виноват. Продолжение в следующей части…