Невидимая сторона. Важные проблемы и пути выхода из кризиса в сфере ЖКХ. Часть 5

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

И по нашим убеждениям лишь у независимой стороны есть возможность обеспечить максимальную прозрачность в расчетах между поставщиками и потребителями энергоресурсов, позволяющую поддерживать хрупкое равновесие интересов в системе взаимоотношений «ресурсоснабжающая организация» - «потребитель».

Но какие критерии существуют для определения уровня сервисной компании? Что отличает сервисную компанию высокого уровня от рядовой? Как не купиться на красивые, но пустые рекламные обещания?

По нашему мнению, самый главный показатель, характеризующий сервисную компанию высокого уровня – это готовность такой компании брать на себя ответственность за обеспечение достоверного учета потребляемых энергоресурсов. Как это проверяется на деле? Очень просто – перед заключением договоров на сервисное обслуживание приборов учета необходимо запросить у потенциальных претендентов проекты соответствующих договоров (даже в том случае, когда Заказчик имеет собственное видение сервисного договора) и сопоставить разделы – «Ответственность сторон», «Гарантии», «Порядок расчетов». И текст данных разделов скажет Заказчику много больше, чем любые рекламные материалы.

Второй критерий – это профессиональный опыт сотрудников сервисной компании в сфере учета потребляемых энергоресурсов. Тысячи часов работы с приборами учета потребляемых энергоресурсов, анализ сотен тысяч отчетных ведомостей тепло- и водопотребления, работа с бесконечным потоком вопросов по зафиксированным приборами учета данным фактического потребления энергоресурсов конвертируется в прочный базис для оказания сервисных услуг высокого качества.

Немаловажную роль в профессиональном становлении сервисной компании играет наличие сотрудников, не только получивших профильное образование в сфере энергетики, но также имеющих опыт работы «по ту сторону баррикад» - в ресурсоснабжающих организациях. Такой опыт позволяет рассматривать проблемные ситуации, возникающие в сфере учета потребляемых ресурсов, с разных сторон, расширяя тем самым поле решений для подобных ситуаций.

Третий фактор – это репутация сервисной компании. Как бы ни казалось это банальным, но ни сертификаты, ни лицензии, ни хвалебные отзывы не являются индикаторами высокой репутации сервисной компании. Возраст компании и наличие статусных клиентов в этом плане более показательны. Проверка временем и придирчивыми статусными Заказчиками более надежны в части минимизации репутационных рисков, чем написанный под копирку отзыв.

Комбинация любых двух из вышеперечисленных показателей свидетельствует о том, что сервисная компания, как минимум, заслуживает внимания заказчика. Ну набор всех этих показателей в лице одной компании явным образом указывает на ее благонадежность и профессионализм. И чем больше подобных сервисных компаний будет появляться в сфере учета потребляемых энергоресурсов, тем выше станет эффективность жилищно-коммунальной сферы и экономики РФ в целом. И от этого выиграют все.

Еще нужно помнить о том, что любая система функционирует эффективно лишь в том случае, когда каждая её деталь или составляющая находятся на своем месте и выполняют строго те функции, которые им предписаны.

Управляющие компании должны обслуживать жильцов многоквартирных домов, поддерживая при этом высокий уровень комфорта проживания в МКД, объекты социальной и бюджетной сфер необходимы для создания оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности, социальной справедливости для всех слоев населения, ресурсоснабжающие организации обязаны обеспечивать устойчивую, бесперебойную и качественную поставку жизненно необходимых ресурсов.

Это основополагающие и масштабные задачи. И для того, чтобы деятельность таких организаций была как можно более результативна, решение второстепенных вопросов, в частности вопроса обеспечения достоверного учета поставляемых и потребляемых энергоресурсов, необходимо делегировать тем, для кого этот вопрос является главенствующим, тем, кто видит экономический потенциал в долгосрочном наведении порядка в расчетах за потребляемые ресурсы, а не в сиюминутной выгоде, тем, кто благодаря конкуренции просто обязаны постоянно улучшать уровень и доступность предлагаемых товаров и услуг, а не диктовать свои условия.

Мы говорим о частных компаниях, работающих в сфере учета потребляемых энергоресурсов. Но речь идёт не только о том, чтобы предоставить больше возможностей частным компаниям, но также о проработке мер ответственности таких компаний перед обеими сторонами договоров ресуроснабжения в части обеспечения абсолютно прозрачного и достоверного учета поставляемых и потребляемых энергоресурсов и перед государством в части чистоты ведения бизнеса.