Невидимая сторона. Важные проблемы и пути выхода из кризиса в сфере ЖКХ. Итог

Общеотраслевые вопросы
Вишняков Александр
Коммерческий директор, эксперт в сфере расчетов за коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что перед всеми нами – непосредственными участниками рынка ЖКХ стоит ряд задач, которые ждут своих решений:

  • Государственным структурам необходимо запустить работу по внесению изменений в существующие нормативно-правовые акты с учетом накопленных знаний, опыта, данных, уже полученных и получаемых непрерывно в результате функционирования сферы ЖКХ, для создания баланса интересов и ответственности взаимодействующих сторон. Также лишь государству под силу создать экономические и организационные стимулы для развития рынка сервисных услуг в сфере учета потребляемых энергоресурсов.
  • Реусурсоснабжающим организациям следует признать, что потребители – это не дойные коровы, на которых можно бесконечно перекладывать затраты, покрывая зачастую собственную низкую эффективность. Внедрение современных технологических решений, модернизация оборудования, цифровизация процессов выработки и передачи ресурсов, снижение операционных затрат, повышение надежности ресурсоснабжения, упрощение процесса взаимодействия с потребителями – приблизительный, но явно не избыточный перечень шагов, которые могут предпринять ресурсоснабжающие организации для собственного устойчивого функционирования и развития сферы ЖКХ в целом;
  • Потребителям нужно в большей степени делегировать полномочия в части определения объемов потребляемых ресурсов сервисным организациям и больше концентрироваться на основных аспектах своей деятельности. Вопросы определения количества потребляемых ресурсов и их качественных характеристик следует передавать на аутсорсинг профильным организациям, обладающим необходимым уровнем профессиональной компетенции. Однако подобный трансфер обязанностей просто обязан сопровождаться переносом высокого уровня ответственности на сервисную компанию. Вместе с тем, однозначное и корректное определение потребленных объемов энергоресурсов предусматривает повышение качества платежной дисциплины со стороны потребителей, а также безусловное соблюдение установленных договорами ресурсоснабжения режимов потребления. Также нужно помнить о том, что уровни потребления ресурсов определяют характер нашего общего будущего. Поэтому внедрение энергосберегающих мероприятий в своей деятельности должно стать обязательным пунктом для каждого потребителя после наведения порядка в расчетах за потребленные энергоресурсы;
  • Сервисные компании должны ставить в приоритет интересы заказчиков, а не собственную жажду прибыли. Сервисным компаниям нужно помнить о том, что обладание широкими техническими и юридическими компетенциями в сфере учета энергоресурсов — это прежде всего ответственность, а не способ выжать из заказчиков больше средств. Не бояться брать ответственность за результат своей работы, помогать своим клиентам даже вне рамок сервисных договоров, выстраивать доверительные и максимально прозрачные механизмы взаимодействия со всеми сторонами процесса поставки/потребления ресурсов, быть открытыми для внедрения инноваций и передовых технологий в свою работу – вот, пожалуй, главные напутствия для уже действующих сервисных компаний, а также для тех, кто только задумывается о том, чтобы войти в эту сферу деятельности.

Любые изменения начинаются с людей и компаний, не готовых мириться с текущим положением дел, а совсем не с технологий. Технологии всегда вторичны — ведь это всего лишь инструмент. И лишь в руках тех, чье видение простирается много дальше настоящего дня, чьи устремления направлены не только на решение текущих задач, но на изменение существующих «правил игры», технологии становятся эффективными.

И о таких технологиях пойдет речь в продолжении данной статьи.